МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ с.Софийск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
для 6 класса
на 2024-2025 учебный год
Разработала: Байкалова Т. Л.
Зам. директора по ВР
2024 г.
1
Пояснительная записка
Проектная деятельность является обязательной частью учебной деятельности учащихся 5-9 классов,
обучающихся по федеральному государственному стандарту основного общего образования. Программа
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО (ФГОС ООО) с учетом программ, включенных
в ее структуру.
Место предмета в учебном плане: часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках
одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, и способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Индивидуальный итоговый проект (далее по
тексту - ИИП) является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в
ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Обучающиеся вправе самостоятельно выбрать тему
и
руководителя ИИП.
Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог
дополнительного образования. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся. Индивидуальный итоговый проект
(ИИП) является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения
междисциплинарных учебных программ.
Целями выполнения ИИП являются:
Продемонстрировать выпускникам способность и готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.
Сформировать у обучающегося способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений в практику.
2
Оценить у обучающегося способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
Определить уровень сформированности у обучающегося способности к самоорганизации, саморегуляции и
рефлексии.
Задачами выполнения ИИП являются:
Обучение планированию (обучающийся должен уметь чѐтко определить цель, описать шаги по еѐ достижению,
концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию,
правильно еѐ использовать).
Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
Формирование и развитие навыков публичного выступления.
Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в
соответствии с установленным планом).
Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 5-9 класса, перешедшего на обучение
по ФГОС ООО. В течение одного учебного года обучающийся обязан выполнить один индивидуальный итоговый
проект.
Выбор проекта обучающимся осуществляется в октябре текущего учебного года, когда формируется поле
проектной деятельности на учебный год. Для формирования поля проектной деятельности и еѐ организации
каждый учитель-предметник определяет тематику проектов по своему предмету (от 5 до 10 тем), помимо этого
классные руководители и педагоги дополнительного образования определяют тематику социальных проектов. При
определении тематики проектов педагоги могут воспользоваться «Примерным перечнем тем для итогового
индивидуального проекта» или предложить свои темы.
Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной,
политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.
ИИП может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым,
предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой
проблемы.
3
Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой
проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение
проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения
в той или иной сфере человеческой деятельности.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская деятельность
Проект направлен на получение В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются
конкретного
запланированного отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже
результата — продукта, обладающего результат
определѐнными
свойствами
и
необходимого
для
конкретного
использования
Реализацию
проектных
работ Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку
предваряет представление о будущем проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и
проекте,
планирование процесса последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых
создания продукта и реализации этого предположений
плана. Результат проекта должен
быть точно соотнесѐн со всеми
характеристиками,
сформулированными в его замысле
Тип проекта
Практико-
Возможные типы работ и формы их представления
Цель проекта
Проектный продукт
Решение
анализ данных
атрибуты несуществующего государства,
4
ориентирован
ный,
социальный
практических
задач
Исследовател
ьский
Доказательство
или опровержение
какой-либо
гипотезы.
Информацион Сбор информации
ный
о
каком-либо
объекте
или
явлении.
Творческий
Привлечение
интереса публики к
проблеме проекта.
Игровой или Представление
ролевой
опыта участия в
решении проблемы
проекта
социологического опроса,
мультимедийный
продукт,
отчѐты о проведѐнных
исследованиях,
бизнес-план,
веб-сайт,
серия иллюстраций,
выставка,
учебное пособие,
сказка,
игра,
стендовый
доклад,
система школьного
самоуправления,
оформление кабинета,
видеофильм,
костюм,
макет,
модель,
5
музыкальное произведение,
экскурсия,
пакет рекомендаций,
атлас,
чертеж,
действующая фирма,
журнал,
карта,
статья,
сценарий,
справочник,
реферат,
путеводитель,
публикация,
праздник,
газета,
коллекция,
компьютерная анимация,
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью. Потребность в данном
курсе возникла в связи с широким применением метода проектов как технологии формирования ключевых
компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применяемых к широкому кругу объектов
воздействия (например, анализ, организация командного взаимодействия), в рамках изучения курса позволяет
сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих
образовательного процесса в школе не формируется. Знания и умения, необходимые для организации проектной
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах,
колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в наше время личностно-ориентированный, деятельностный подход
к ученику.
Программу планируется реализовывать в 5-9 классах. Изучение данного курса рассчитано на 1 час в неделю,
34 часа в год. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении экскурсий возможно объединение
нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
6
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
Учащийся получит возможность для формирования:
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности;
- осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
- развития эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ
неизвестно самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
7
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач; составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками. Учащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы еѐ решения, воспринимать и оценивать предложения
других учеников по еѐ решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и
представлять еѐ в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
понимать и использовать средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным
алгоритмом;
устанавливать отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в
устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость).
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать еѐ для решения
8
задач, изготовления объектов; анализировать и систематизировать собранную информацию в предложенной
форме; обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.
Коммуникативные
Учащийся научится:
определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы,
намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты
проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнѐра по
обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своѐ мнение, аргументированно его
обосновывать;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.
Формы организации:
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, проектная деятельность включает проведение
наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований,
реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей
информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители,
увлеченные люди, а также другие дети.
9
Содержание курса
6 класс (34 часа)
Введение 1 ч.
Выбор темы проекта. 2 ч.
Классификация тем. Общие направления.
Планирование работы. 4 ч.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над
проектом.
Работа над проектом. 23 ч.
Работа с литературой и информацией, изготовление макета, изделия, презентации, разработки (по выбору
учащегося), выполнение проекта в печатном и электронном виде, консультации руководителя проекта.
Подготовка к защите. 3 ч.
Как правильно спланировать сообщение. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления:
соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: ―Что такое защита‖, ―Как правильно делать доклад‖, ―Как отвечать на
вопросы‖.
Защита проектов. 2 ч.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка
продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Календарно-тематическое планирование
6 класс (1 час в неделю)
10
№
п/п
1
2-3
4-6
Название тем
Содержание занятий
Введение.
Выбор темы
проекта.
Планирование
работы.
.
Классификация тем. Общие направления.
Количество
Дата
часов
проведения
1
2
Составление плана работы над проектами. Определение
предмета и методов исследования в работе над проектом.
4
Работа с литературой и информацией, изготовление макета,
изделия, презентации, разработки (по выбору учащегося),
выполнение проекта в печатном и электронном виде,
консультации руководителя проекта.
23
7-29
Работа над
проектом
30-32
Подготовка к
защите
Как правильно спланировать сообщение. Как выделить
главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение
правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: ―Что такое защита‖, ―Как
правильно делать доклад‖, ―Как отвечать на вопросы‖.
3
33-34
Защита проектов
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка
продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих
проектов.
2
11
Список использованной литературы.
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.:
Просвещение, 2009.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание /
А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.
Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.
4. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при
разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного,
среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова,
В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова,
И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения
квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
5. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч. 2005 г. № 6.
6. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики: Методические
рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара: Изд-во «Профи»,
2004.
7. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности
учащихся. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
8. Вихорева О.А. Программно-методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в
дополнительном образовании детей. Дополнительное образование. 2004 г. № 5
9. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М., 2004 г.
12
10. Пахомова П.Ю. Метод учебного проекта в образвоательном учреждении: Пособие для учителей и студентов
педагогических ВУЗов. М., 2003 г.
11. Савенков Л.И. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике. Практика
административной работы. 2004 г. № 5.
12. Савенков Л.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании.
Исследовательская работа школьников. 2004 г. № 1.
13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников
общеобразовательных учреждений. М., 2004 г.
13