МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ с.Софийск
РАБОЧАЯ
по внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
для 7 класса
на 2024-2025 учебный год
Разработала: Байкалова Т. Л.
Зам. директора по ВР
2024 г.
1
Пояснительная записка
Проектная деятельность является обязательной частью учебной деятельности учащихся 5-9 классов,
обучающихся по федеральному государственному стандарту основного общего образования. Программа
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО (ФГОС ООО) с учетом программ, включенных
в ее структуру.
Место предмета в учебном плане: часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках
одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, и способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Индивидуальный итоговый проект (далее по
тексту - ИИП) является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в
ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Обучающиеся вправе самостоятельно выбрать тему
и
руководителя ИИП.
Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог
дополнительного образования. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся. Индивидуальный итоговый проект
(ИИП) является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения
междисциплинарных учебных программ.
Целями выполнения ИИП являются:
Продемонстрировать выпускникам способность и готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.
2
Сформировать у обучающегося способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений в практику.
Оценить у обучающегося способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
Определить уровень сформированности у обучающегося способности к самоорганизации, саморегуляции и
рефлексии.
Задачами выполнения ИИП являются:
Обучение планированию (обучающийся должен уметь чѐтко определить цель, описать шаги по еѐ достижению,
концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию,
правильно еѐ использовать).
Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
Формирование и развитие навыков публичного выступления.
Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в
соответствии с установленным планом).
Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 5-9 класса, перешедшего на обучение
по ФГОС ООО. В течение одного учебного года обучающийся обязан выполнить один индивидуальный итоговый
проект.
Выбор проекта обучающимся осуществляется в октябре текущего учебного года, когда формируется поле
проектной деятельности на учебный год. Для формирования поля проектной деятельности и еѐ организации
каждый учитель-предметник определяет тематику проектов по своему предмету (от 5 до 10 тем), помимо этого
классные руководители и педагоги дополнительного образования определяют тематику социальных проектов. При
определении тематики проектов педагоги могут воспользоваться «Примерным перечнем тем для итогового
индивидуального проекта» или предложить свои темы.
Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной,
политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.
3
ИИП может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым,
предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой
проблемы.
Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой
проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение
проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения
в той или иной сфере человеческой деятельности.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская деятельность
Проект направлен на получение В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются
конкретного
запланированного отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже
результата — продукта, обладающего результат
определѐнными
свойствами
и
необходимого
для
конкретного
использования
Реализацию
проектных
работ Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку
предваряет представление о будущем проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и
проекте,
планирование процесса последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых
создания продукта и реализации этого предположений
плана. Результат проекта должен
быть точно соотнесѐн со всеми
характеристиками,
сформулированными в его замысле
4
Возможные типы работ и формы их представления
Тип проекта Цель проекта
Проектный продукт
ПрактикоРешение
анализ данных
атрибуты несуществующего государства,
ориентирован практических
социологического опроса, музыкальное произведение,
ный,
задач
мультимедийный
экскурсия,
социальный
продукт,
пакет рекомендаций,
отчѐты о проведѐнных
исследованиях,
Исследовател Доказательство
бизнес-план,
атлас,
ьский
или опровержение веб-сайт,
чертеж,
какой-либо
серия иллюстраций,
действующая фирма,
гипотезы.
выставка,
журнал,
Информацион Сбор информации учебное пособие,
карта,
ный
о
каком-либо сказка,
статья,
объекте
или игра,
сценарий,
явлении.
справочник,
стендовый
реферат,
доклад,
Творческий
Привлечение
путеводитель,
система школьного
интереса публики к самоуправления,
публикация,
проблеме проекта. оформление кабинета,
5
Игровой или Представление
ролевой
опыта участия в
решении проблемы
проекта
видеофильм,
костюм,
макет,
модель,
праздник,
газета,
коллекция,
компьютерная анимация,
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью. Потребность в данном
курсе возникла в связи с широким применением метода проектов как технологии формирования ключевых
компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применяемых к широкому кругу объектов
воздействия (например, анализ, организация командного взаимодействия), в рамках изучения курса позволяет
сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих
образовательного процесса в школе не формируется. Знания и умения, необходимые для организации проектной
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах,
колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в наше время личностно-ориентированный, деятельностный подход
к ученику.
6
Программу планируется реализовывать в 5-9 классах. Изучение данного курса рассчитано на 1 час в неделю,
34 часа в год. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении экскурсий возможно объединение
нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
Учащийся получит возможность для формирования:
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности;
7
- осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
- развития эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ
неизвестно самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач; составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками. Учащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы еѐ решения, воспринимать и оценивать предложения
других учеников по еѐ решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и
представлять еѐ в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
понимать и использовать средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации,
8
интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным
алгоритмом;
устанавливать отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в
устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость).
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать еѐ для решения
задач, изготовления объектов; анализировать и систематизировать собранную информацию в предложенной
форме; обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.
Коммуникативные
Учащийся научится:
определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы,
намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты
проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнѐра по
обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своѐ мнение, аргументированно его
обосновывать;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
9
конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.
Формы организации:
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, проектная деятельность включает проведение
наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований,
реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей
информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители,
увлеченные люди, а также другие дети.
Содержание курса
7 класс (34 часа)
Введение. Виды проектов 1 ч.
Актуализация темы. Актуальность. Цели проекта. 2 ч.
Классификация тем, их актуальность. Определение потребности.
Выбор темы проекта. 2 ч.
Общие направления.
Планирование работы. 4 ч.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над
проектом.
Работа над проектом. 25 ч.
Работа с литературой и информацией, изготовление макета, изделия, презентации, разработки (по выбору
учащегося), выполнение проекта в печатном и электронном виде, консультации руководителя проекта.
Подготовка к защите. 1 ч.
Защита проектов. 2 ч. Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
10
Календарно-тематическое планирование
7 класс (1 час в неделю)
№
п/п
1-2
3-4
2-3
4-6
Название тем
Введение. Виды
проектов.
Актуализация темы.
Актуальность. Цели
проекта.
Выбор темы
проекта.
Планирование
работы.
7-31
Работа над
проектом
32
Подготовка к
защите
Защита проектов
33-34
Содержание занятий
Проект
творческий,
исследовательский.
Классификация
потребности.
тем,
ролевой,
их
Количество
Дата
часов
проведения
информационный,
2
актуальность.
Определение
2
Общие направления.
2
Составление плана работы над проектами. Определение
предмета и методов исследования в работе над проектом.
4
Работа с литературой и информацией, изготовление макета,
изделия, презентации, разработки (по выбору учащегося),
выполнение проекта в печатном и электронном виде,
консультации руководителя проекта.
25
1
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
11
2
Список использованной литературы.
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.:
Просвещение, 2009.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание /
А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.
Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.
4. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при
разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного,
среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова,
В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова,
И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения
квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
5. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч. 2005 г. № 6.
6. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики: Методические
рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара: Изд-во «Профи»,
2004.
7. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности
учащихся. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
8. Вихорева О.А. Программно-методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в
дополнительном образовании детей. Дополнительное образование. 2004 г. № 5
9. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М., 2004 г.
10. Пахомова П.Ю. Метод учебного проекта в образвоательном учреждении: Пособие для учителей и студентов
педагогических ВУЗов. М., 2003 г.
12
11. Савенков Л.И. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике. Практика
административной работы. 2004 г. № 5.
12. Савенков Л.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании.
Исследовательская работа школьников. 2004 г. № 1.
13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников
общеобразовательных учреждений. М., 2004 г.
13