проектная деятельность 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ с.Софийск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
для 9 класса
на 2024-2025 учебный год
Разработала: Байкалова Т. Л.
Зам. директора по ВР
2024г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» для 9 класса разработана на основании следующих нормативных
правовых документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1879 (далее ФГОС основного
общего образования);
- Основной общеобразовательной программой основного общего образования МБОУ «Называевская СОШ № 4»
Омской области.
Настоящая программа разработана на основе методического пособия Г.Б Голуб. Е.А Перелыгина. О.В Чуракова.
«Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для
педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы» / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара:
Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2012.и методического пособия Г.Б Голуб,
Е.А Перелыгина, О.В Чуракова «Основы проектной деятельности школьника» методическое пособие по
преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе)/ Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара:
Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006
Цель:
развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений
учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи:
■ развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание сознательного
отношения к труду;
■ развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
■ научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в
соответствии с ними выполнять работу;
■ приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;

■ пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
■ научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.
Место курса «Проектная деятельность» в учебном процессе
Курс входит в учебном плане в раздел «Внеурочная деятельность». В основе практической работы лежит
выполнение различных заданий по выполнению индивидуальных учебных проектов. Программа курса рассчитана
на 34 часа, 1 час в неделю для учащихся 9 классов.

I. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные действия
У ученика будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;


способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;



основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие, осознание своей этнической принадлежности;



чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.

Ученик получит возможность для формирования:





внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;



устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;



адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;



осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой
жизни;



эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,
направленных

Регулятивные УУД
Ученик научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;



осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи и задачной области;



адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;



различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:





в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД
Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной
литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с
помощью инструментов ИКТ;


строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;



проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;



устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;



строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;


осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;



осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;



осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;





осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД
Ученик научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;


учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;



формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;



задавать вопросы;



использовать речь для регуляции своего действия;



адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;




понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;



задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;



осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;



адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;



адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

В результате работы по программе курса
Учащиеся узнают:

основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать тему проектной и исследовательской работы, доказывать ее актуальность;
• составлять индивидуальный план проектной и исследовательской работы;
• выделять объект и предмет проектной и исследовательской работы;
• определять цель и задачи проектной и исследовательской работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять
библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты проектной исследовательской работы;
• рецензировать чужую проектную или исследовательскую работу;
• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных поборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования.
Формы и средства контроля
Формы подведения итогов реализации программы:
- публичная презентация индивидуального проекта
Содержание курса
1. Введение (1 ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль
науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа (3 ч). Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты
(информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал
(библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат.
Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы.
Проблема, предмет и объект.
3. Способы получения и переработки информации (3 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и
поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие,
специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста.
Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила
конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия,
отзыв.

4. Проект (11 ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды
проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с
примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
5. Исследовательская работа (32 ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской
работы.
Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом:
выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и
конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить
задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и
литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне
исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического
исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы,
заключение.
6. Публичное выступление (1 ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на
трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего
выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Содержание курса с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Основные виды внеучебной деятельности
Формы организации
обучающихся
учебных занятий
Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность

Понимать учебную задачу и стремиться еѐ выполнить. Открытие новых знаний
Определять цель проекта, распределять обязанности
по проекту в группах.
Реферат как научная работа
Собирают материал в дополнительной литературе, Практическая работа.
Интернете, подбирают иллюстративный материал.
Способы получения и переработки информации
Осуществляют: поиск, сбор, систематизацию и Беседа.
анализ
информации;
разбивку
на
группы;
распределение ролей в группе; планирование
работы; выбор формы и способа презентации
предполагаемых результатов.
Проект
Осуществляют: анализ ресурсов и поиск оптимального Проблемные
беседы,
способа достижения цели проекта; личностное сообщение
присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально дополнительного
или в результате обсуждения в группе) цель проекта
материала;
работа
со
схемами.
Практикумы.
Исследовательская работа
Осуществляют:
анализ
ресурсов.
Выполняют Познавательные беседы,
запланированные действия самостоятельно, в паре. исследовательская
Учатся
интервьюировать.
Осуществляют практика обучающихся.
промежуточные обсуждения полученных данных в Практикумы.
результате исследования.
Публичное выступление
Осуществляют защиту проекта.
Обобщение и презентация
Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; работ.
умение планировать и осуществлять работу.

Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения по
теме, собственное мнение.
III. Учебно-тематический план
№

Раздел

1
2
3
4
5
6

Введение
Реферат как научная работа
Способы получения и переработки информации
Проект
Исследовательская работа в рамках проекта
Публичное выступление
Общее кол-во часов

Кол-во
часов
1
2
2
6
22
1
34

III. Библиографический список
1.

2.

Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного
образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред.
проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2012. - 176 с.
Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника методическое пособие
по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара:
Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. -224с.

3.

Гребенкина JI.K., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.:
Центр «Педагогический поиск», 2000.

4.

Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4 . С. 52.

5.

6.

Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научнопрактический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103-112.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. - М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.

7.

Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование, 2001. № 1. С.
10-20.

8.

Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое
пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№
I
1
II
2
3
III
4

Тема
Введение. Научная деятельность (1 ч.)
Образование как ценность. Роль науки в развитии
общества. Особенности научного познания.
Реферат как научная работа (2 ч.)
Структура учебного реферата.
Этапы работы. Критерии оценки.
Способы получения и переработки информации (2 ч.)
Виды источников информации.

Колво
часов
1

1
1
1

Дата
факт
план

5
IV
6
7
8
9
10
11
V
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Использование каталогов и поисковых программ.
Проект 6 ч.)
Критерии оценки проекта.
Включение в проектную деятельность. Осознание
мотива деятельности.
Составление плана работы.
Выбор формы реализации проекта.
Выбор формы продукта проектной деятельности и
презентации проекта.
Сбор материалов, информации.
Исследовательская работа в рамках проекта(22 ч.)
Работа над введением научного исследования: выбор
темы, обоснование ее актуальности.
Включение в исследовательскую деятельность.
Планирование исследовательской работы.
Поиск литературы. Сбор материалов, информации.
Поиск литературы. Сбор материалов, информации.
Опыты и эксперименты.
Результаты
опытно-экспериментальной
работы:
статистические и сравнительные таблицы.
Результаты
опытно-экспериментальной
работы:
графики и диаграммы.
Результаты
опытно-экспериментальной
работы:
графики и диаграммы.
Результаты
опытно-экспериментальной
работы:
рисунки, иллюстрации.
Результаты
опытно-экспериментальной
работы:
аналитический отчѐт.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23 Результаты
опытно-экспериментальной
работы:
выводы, заключение.
24 Оформление исследовательской работы.
25 Оформление исследовательской работы.
26 Оформление проекта в выбранной форме.
27 Оформление проекта в выбранной форме.
28 Тезисы к проекту.
29 Компьютерная презентация к проекту.
30 Компьютерная презентация к проекту.
31 Отзыв и рецензия на собственную работу.
32 Предзащита индивидуального проекта
33 Самооценка своей деятельности.
VI Публичное выступление (1 ч.)
34 Публичное представление результатов проекта;
включение в дискуссию; отстаивание своей позиции.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».