МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа сельского поселения «Село Софийск»
МБОУ СОШ с. Софийск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Основы орфографической грамотности»
(«Практическая грамотность»)
для обучающихся 5 класса
с. Софийск 2024
1
Пояснительная записка
«Курс основы орфографической грамотности» («Практическая грамотность»)
предназначен для более подробного изучения орфографии русского языка учащимися 5 класса
в игровой и творческой форме, что существенным образом отличается от традиционного
подхода.
Цель курса - совершенствование практических умений и навыков по орфографии.
Особое внимание уделяется формированию орфографической зоркости, умению видеть
морфемный состав слова и выстраивать логическую цепочку рассуждений.
Обучение грамотному письму основывается на запоминании конкретных правил, на
изучении грамматических признаков слов разных частей речи, на понимание закономерностей
развития языка. Большое количество орфограмм, требующих применения на письме правила,
приводит учащихся в состояние неуверенности в правильном выборе буквы, создает ситуацию,
при которой учащийся затрудняется «вызвать» из своей памяти нужное правило в течение
короткого времени. На сегодняшний день пока ещѐ самой эффективной формой проверки
грамотности обучающегося является диктант. При такой форме проверки решать
«орфографическую задачу» следует моментально, чтобы успеть записать правильно текст под
диктовку. Но как показывает практика, в момент написания слов диктанта многие учащиеся не
только не успевают вспомнить правило, но и не могут правильно соотнести, отчего зависит
написание орфограммы. Возникает противоречие: учащийся знает правило, если его спросить
вне ситуации диктанта. Во время написания диктанта это правило «не всплывает» в памяти.
Другая форма проверки орфографической грамотности - тестирование. При такой форме время
на то, чтобы вспомнить правило, сокращается. Рамки времени ограничены. Психологически
настроиться на правильный выбор ещѐ труднее.
Задачи курса:
1. Научить выстраивать самую короткую логическую цепочку для решения орфографической
задачи.
2. Сформировать навыки вычленения морфемы, в которой скрыта орфограмма
Данное тематическое планирование обеспечивает в процессе изучения русского языка
формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах
речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:
воспитание коммуникативной культуры школьников;
выявление и поддержка одаренных учащихся;
поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому
языку;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников:
любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости,
самостоятельности в приобретении знаний;
закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку;
развитие устной и письменной связной речи учащихся;
формирование орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;
развитие индивидуальных способностей учащихся.
2
Актуальность
Программа «Курса орфографической грамотности» («Практическая грамотность»)
актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости,
пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое
использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня
грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей
деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Методы и приемы
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая
направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует
прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода
размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования,
перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного
списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на
лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительных, глаголов, и
т.д.). Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища, что
воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас
учащихся – тоже задача курса.
Программа предназначена для обучающихся 5 классов общеобразовательной
школы.
Программа рассчитана на 33 часа.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного вида
сложности, а так же лингвистических разборов закрепить знания по изученным темам, а
лекционно – практический – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия.
Формы проведения занятий
Практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.
Специфика: преимущественно групповые занятия с выполнением индивидуальных
заданий.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так
как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по
орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании
индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении
правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения
школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы,
3
семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности
учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании
чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При
этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их,
индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее
изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика,
повышен уровень сложности используемых текстов.
Виды контроля
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных
сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка
знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы
оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по
разделам), проводится зачет.
4
Календарно- тематическое планирование
№
Тема
Виды деятельности
Кол-во
часов
Планируемый результат
1
Можно ли писать без
букв? Когда возникла
письменность?
Составление
1
стилизованных писем и
карт
Умение творчески мыслить.
Самостоятельное создание
лингвистических проектов.
2
Как они пишутся?
(Знакомство с
орфографическими
словарями)
Работа со словарями.
Мини- сочинения
«Здравствуйте, я –
опасное слово!».
1
Уметь работать со словарями и
словарной статьѐй. Уметь
составлять текст научного
стиля.
3
В путь за главным
правилом.
«Ошибкоопасные»
места.
Составление опорных
схем
1
Уметь создавать опорные
карты и схемы.
4
Опасные согласные
Решение ребусов и
1
лингвистических задач
Уметь находить правильный
ответ, логически рассуждать.
5
На сцене гласные
Решение ребусов и
1
лингвистических задач
Уметь находить правильный
ответ, логически рассуждать
6
«Фонемные» и
«нефонемные» правила
Составление опорных
схем
Уметь создавать опорные
карты и схемы.
7
Наш знакомый - Ь
Подготовка проектов,
лингвистическое
сочинение,
тестирование
1
Самостоятельное создание
лингвистических проектов.
8
«АУ! Непроизносимые
согласные»
Подготовка проектов,
лингвистическое
сочинение,
тестирование
1
Самостоятельное создание
лингвистических проектов.
1
5
9- Строительная работа
10 морфем
Тренировочные
упражнения
11 Приставки- труженицы
Практикум.
2
Работа с карточками морфемами
Нахождение
орфограммы
приставки.
Закрепление навыка
вычленения морфем
1
Безошибочное нахождение
среди многих морфем
морфемы-приставки.
12 Для разных приставок – Решение
1
разные правила.
лингвистических задач.
Нахождение
орфограммы приставки
Уметь находить правильный
ответ, логически рассуждать
13 С этими приставками
никаких хлопот
Решение
1
лингвистических задач.
Нахождение
орфограммы приставки
Уметь находить правильный
ответ, логически рассуждать
14 Приставки-нарушители! Решение
1
лингвистических задач.
Нахождение
орфограммы приставки
Уметь находить правильный
ответ, логически рассуждать
15 Внимание! Самые
трудные!
Сформирование умения
выбирать правильный вариант
(при тестировании).
Решение
1
лингвистических задач.
Нахождение
орфограммы приставки
Тестирование
16- Смотри в корень!
17 Слова-родственики.
Решение
2
лингвистических задач.
Нахождение корней в
слове и орфограммы в
корнях.
Без затруднения находить
корень слова
18 Сколько бывает
родственных слов?
Решение
1
лингвистических задач.
Составление опорных
схем и
Создание творческих
продуктов на
лингвистическую тему.
6
словообразовательных
цепочек.
19 Кто командует
Решение
1
корнями? (полногласие) лингвистических задач.
Составление опорных
схем
Создание творческих
продуктов на
лингвистическую тему.
20 Кто командует
корнями? (сочетание ир-а-)
Решение
1
лингвистических задач.
Составление опорных
схем
Создание творческих
продуктов на
лингвистическую тему.
21 Кто командует
корнями? (ударение)
Решение
1
лингвистических задач.
Составление опорных
схем
Создание творческих
продуктов на
лингвистическую тему.
22 Кто командует
корнями? (согласные
звуки)
Составление опорных
схем. Тестирование
1
Создание творческих
продуктов на
лингвистическую тему.
23 Кто командует
корнями? (смысл)
Составление опорных
схем. Тестирование.
1
Создание творческих
продуктов на
лингвистическую тему.
24- Приведѐм все знания в
Решение речевых
28 порядок . Речевые игры. упражнений
различного типа.
Составление
собственных речевых
заданий.
5
Самостоятельное создание
лингвистических проектов
Практикум
2
(составление
алгоритмов
применения правил,
тестирование, работа со
словарѐм, письменные
и устные упражнения)
Самостоятельное создание
лингвистических проектов
29- «Рождается внезапная
30 строка»
(Речетворческий
тренинг. «Бином
фантазии»)
7
31- «Не лезьте за словом в
33 карман!». Или вам
поможет орфография.
Подготовка проектов,
лингвистическое
сочинение,
тестирование
ИТОГО
2
Самостоятельное создание
лингвистических проектов.
33
Методическое обеспечение курса
Учебник (автор, название, год издания)
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. 2023
Программа (название, автор, год издания)
Программа
для
образовательных
учреждений
по
русскому
языку
под
ред.
М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской, И.И.Кулибабы.2023
Дополнительные методические пособия для учителя
1. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 2002;
2. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. // РЯШ. – 1993. №3.
3. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. - М., 1999. . Граник Г.Г. Секреты
орфографии.- М., 1991. ;
4. Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. – Москва: АСТ-ЛТД, 2007. ;
5. Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка». //РЯШ. - 2004. - №3. ;
6. Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
8