МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа сельского поселения «Село Софийск»
МБОУ СОШ с. Софийск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 5 класса
с. Софийск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) в
соответствии с Положением о рабочих программах МБОУ СОШ с. Софийск, на основе серии
пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалѐвой, Л.О. Рословой. – М.;
СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие
функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов/
Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара:
СИПКРО, 2019.».
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в
2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в
2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования».
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на
вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование,
знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном
обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой
деятельности,
общения
и
социальных
отношений?»,
является
PISA
(ProgrammeforInternationalStudentAssessment).
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и
для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности
подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному
российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально
реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем
самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы формирования функциональной грамотности у школьников, лежащей в основе их
общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности
необходимо начинать уже с 5 класса.
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий
уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса
заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации
личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой
человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая
грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность,
глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих
мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление,
финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции.
Цель программы:
развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и
эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи программы:
развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских,
оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных,
экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного
(впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения
воображения (креативное мышление);
развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а
также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать
математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и
предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и
ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать
в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые
и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в
открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе
разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование,
игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.
Содержание программы курса.
Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), включает 4 модуля (читательская,
естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля
из расчета 1 час в неделю, общее количество часов-34.8- часов на модули «читательская
грамотность», «математическая грамотность», «финансоваяграмотность»;
- 8- часов для модуля естественнонаучнойграмотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по
соответствующему годуобучения.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как
на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья,
дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Формыдеятельности:беседа,диалог,дискуссия,дебаты,круглыестолы, моделирование,
игра, викторина, квест,проект.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5 класс
№ Тема занятия
Всего
часов
Теори
я
Прак
тика
Формы
деятель
ности
1
деньгах.
1
0
Беседы,
диалоги,
дискусси
и.
Круглый
стол,
игра.
Игра
1.
Удивительные
факты и истории
о
Нумизматика.
«Сувенирные»
деньги. Фальшивые деньги: история и
современность.
2.
Деньги в разных странах
1
0
1
3.
Откуда
берутся
деньги?
Виды
доходов. Заработная плата. Почему у всех
она разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная
плата, проценты, прибыль, дивиденты.
1
1
0
1
0
1
5.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
1
0
6.
Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться?
1
0
1
7.
Виды налогов. Подоходный налог. Какие
налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и
налоговые льготы.
1
1
0
Проведение рубежной аттестации.
1
4.
8.
Итого
8
0
4
1
4
Игра,
круглый
стол.
Круглый
стол,
игра,
квест.
Беседы,
диалоги,
дискусси
и.
Проект,
игра.
Тестиро
вание.
Дата
Модуль «Основы читательской грамотности»
5 класс
1.
2.
Теор
ия
Практика
1
0
1
1
0
1
Всег
№ Тема занятия
о
часов
Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы,
поговорки как источник
информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в
текстах.
Формы
деятель
ности
Беседа,
конкурс.
Работа в
парах.
Ролевая
игра.
Беседа,
дискусс
ия в
формат
е
свободно
го
обмена
мнениям
и.
Круглый
стол.
3.
Работа с текстом: как выделить главную
мысль текста или его частей?
1
0
1
4.
Типы текстов: текст - описание
(художественное и техническое).
1
0
1
5.
Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
0
1
Квест,
конкурс.
6.
Составление плана на основе исходного
текста.
1
0
1
7.
Типы текстов: текст - повествование (рассказ,
отчет, репортаж)
Проведение рубежной аттестации.
1
0
1
Квест,
игра
«Что?
Где?
Когда?».
Ролевая
игра.
Тестиро
вание.
8.
1
1
0
Итого
8
0
8
Дата
Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
№ Тема занятия
Всего
часов
Теория
Практ
ика
Формы
деятельно
сти
Беседа,
обсуждени
е,
практикум
.
Обсужден
ие,
практикум
,
брейнринг.
1.
Числа и единицы измерения: время, деньги,
масса, температура, расстояние.
1
1
0
2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
1
0
1
3.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание.
1
0
1
Обсужден
ие, урокисследова
ние.
4.
Логические задачи: задачи о «мудрецах»,
о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
1
0
1
Беседа,
обсуждени
е
практикум
.
5.
Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на разрезание и
перекраивание.
Разбиение объекта на части и
составление модели.
Размеры объектов окружающего
мира (от элементарных частиц до
Вселенной)
длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление
данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
8
1
7
6.
7.
8.
Проведение рубежной аттестации.
Итого
Игра.
урокпракти
кум
Урокпрактикум
.
Тестирова
ние.
Дата
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5 класс
№ Тема занятия
Звуковые явления
1.
Звуковые
явления. Звуки живой
и
неживой
природы. Слышимые и неслышимые звуки.
2.
динамика.
Современные
акустические системы. Шум и его
воздействие на человека.
Тео
рия
Пр
акти
ка
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
Устройство
Строение вещества
3.
Движение и взаимодействие
частиц.Признаки
химических реакций. Природные
индикаторы.
Вода. Уникальность воды.
4.
В
сег
о
час
ов
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля и земная кора. Минералы
5.
Земля, внутреннее строение Земли.
Знакомство с
минералами, горной породой и рудой.
Формы
деятельно
сти
Беседа,
демонстра
ция
записей
звуков.
Беседа
Презентация
. Учебный
эксперимент
.
Наблюдение
физических
явлений.
Работа с
коллекциями
1
1
0
минералов и
горных
пород.
Посещение
минералогич
еской
экспозиции.
6.
7.
Атмосфера Земли.
Живая природа
Уникальность
планеты
Земля.
Условия
для
существования жизни на Земле.
Свойстваживых
организмов.
1
1
1
1
7
0
0
Беседа.
Презент
ация.
Дата
8
Проведение рубежной аттестации.
Итого
2
0
2
10
8
2
Тестиро
вание.
Ожидаемые результаты.
Личностные
будут сформированы:
формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе полученных знаний;
оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные
находит и извлекает информацию в различном контексте;
объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
анализирует и интегрирует полученную информацию;
формулирует проблему, интерпретирует и оценивает еѐ;
делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные
обучающийся научится:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов,
схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и
электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике,
форме и в различном контексте;
применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и
практических задач;
формулировать проблему на основе анализа ситуации;
анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного
содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа
информации и ее интеграции в единое целое;
оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках
предметного содержания;
интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично
значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их
решения.
8
Литература.
1. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная
программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические
рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для
родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая
грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на русском языке).
Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html
6. Функциональная грамотность – императив времени / Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог //
Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. –
2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnaya
7. Что в заданиях PISA-математика мешает российским школьникам их выполнять: результаты
экспериментальных исследований / Ю. Тюменева, Е. Александрова, М. Гончарова и др. /
Презентация к докладу [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://fioco.ru/Media/Default/Presentations/
9
10
11