МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ с. Софийск
Рабочая программа
Внеурочной деятельности «Педагогика»
10-11 класса
Разработала: Целищева Е.Ю
Софийск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Педагогика» для 10-11-х классов
разработана на основе:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
- Санитарных правил и норм(СанПиН 1.2.3685-21) «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды
обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного
врача
Российской Федерации от 28.01.2021 №2 ;
- Программы «Практическая педагогика» и «Введение в педагогику»;
Цели курса:
формирование у обучающихся положительной установки на педагогическую
деятельность;
раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой
самореализации личности молодого человека.
Задачи:
помочь обучающимся в становлении базовой культуры личности, т.е. культуры
жизненного (личностного и профессионального) самоопределения обучающихся;
познакомить обучающихся с возможностями выбора собственного жизненного пути
в современном мире;
изучить профессионально значимые качества, необходимые будущему педагогу;
развивать интерес к педагогической деятельности;
подготовить к осознанному выбору профиля и будущей профессии;
познакомить с историей школы. Учебно-методический комплект 1. Балакирева Э.В.
«Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль» /
Учебно-методическое пособие для учителей. – С-П.: КАРО, 2005. 2. Белова С.В.
Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения:
учеб.-метод. пособие. – М.: Глобус, 2007. 3. Болдина Е., Ащеулова К.
«Педагогические ситуации». – М.: Школьная пресса, 2000. 4. Бордовская Н.В., Реан
А.А. Педагогика. – СПб: изд-во «Питер», 2000. 5. Гаврюшин Н.К. «Сокровища у
порога: Эстетическое воспитание в краеведческой работе» / книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1982. 6. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие
для студ. вуза. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. 7. Журнал «Учитель»: 2002 № 6;
2003 № 4, 2002005 № 1, 3; 2006 № 1.
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения программы:
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
собственного быта;
собственности;
как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
ение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
обязанностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Содержание программы
10 класс (17 часов)
Модуль 1. Мотивационный
Введение. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
Образование на современном этапе. Личностные качества педагога. Обсуждениедискуссия образов учителей в фильмах «Завтра была война», «Уроки французского»,
«Доживем до понедельника»; деловая игра по личным воспоминаниям об учителях.
Эссе «Каким должен быть учитель?»
Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в выборе профессии.
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам
деятельности.
Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, методист, логопед, тренер,
учитель. Преподаватель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования,
социальный педагог. Инспектор по делам несовершеннолетних, профориентолог,
тьютор, и т.д.
Изучение профессиональных склонностей. Использование образовательных порталов
«Профориентир» для организации тестирования и опроса на выявление
профессиональных предпочтений. Беседа с психологом по результатам
профдиагностики. Образ «Я». Профессиональная перспектива. Форсайт сессия «Я
через 20 лет»
Модуль 2. Педагогическое взаимодействие
Педагогическая этика, сферы ответственности учителя (педагога) – вовлечение
каждого ребѐнка в образовательный процесс, обеспечение индивидуальной и
совместной деятельности, эмоциональной безопасности и безопасности жизни и
здоровья детей. Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения
этики педагога. Анализ решений. Профессиональная педагогическая позиция.
Решение ситуационных задач. «Педагогические алгоритмы». Как работать с детским
коллективом на уроке. Педагогические техники решения педагогических задач.
Приемы педагогической техники. Открытые уроки лучших учителей школы. Анализ
посещенных уроков
Модуль 3. Практический
Исторические этапы развития социальной культурно-досуговой деятельности (СКД).
Сценарно-режиссерские технологии. Культурно-досуговые программы.
Энциклопедия КТД. Постановочная технология номера в праздничных зрелищах.
Лидерская площадка. Школа подготовки помощников вожатых. Искусство
организатора. Тренинг «Вожатый + и ++»
11 класс (17 часов)
Модуль 4. Путь в профессию
Виды и формы получения профессионального образования. Знакомство с
учреждениями высшего и среднего профессионального педагогического образования.
Экскурсии в учреждения профессионального образования.
Круглый стол «Дороги, которые мы выбираем».
Модуль 5. Педагогические технологии организации образовательной
деятельности .
Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые,
экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. Д. Диги-технологии.
Проектные технологии. Социальное проектирование. Мастер-классы учителей
школы.
Модуль 6. Исследовательский
Методы исследования. Определение исследовательских, социальных проблем.
Проведение исследования. Презентация результатов исследования.
Модуль 7. Проектный
Виды проектов. Требования к проектной деятельности. Этапы работы над проектом.
Разработка проекта занятия (урока, мероприятия, КТД, образовательных событий в
рамках реализации программ внеурочной деятельности «Образовываясь, развиваюсь»
и «Если не я, то кто же» на уровне основного общего образования МБОУ СОШ с.
Софийск. Предзащита проекта в форме деловой игры «Оптимисты-пессимисты».
Реализации проектных идей. Проведение уроков, занятий, образовательных событий.
Защита проекта.
Анализ проведенных мероприятий. Формирование сборника сценариев и разработок.
Модуль 8. Рефлексивный
Проведение мониторинга профессиональной готовности. Творческий проект «Моя
будущая профессия». Презентация профессии, составление развернутой
профессиограммы. Составление резюме.
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
«Педагогика» 10 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Наука «педагогика». Основные категории
и
понятия педагогики
Введение. Современный рынок труда и
его
требования к профессионалу.
Образование на современном этапе.
Личностные качества педагога.
Обсуждение- дискуссия образов учителей
в фильмах «Завтра была война», «Уроки
французского», «Доживем
до понедельника»
Личностные качества педагога.
Обсуждение- дискуссия образов учителей
в фильмах «Завтра была война», «Уроки
французского», «Доживем
до понедельника»
Деловая игра по личным воспоминаниям
об
учителях. Эссе «Каким должен быть
учитель?»
Мотивы выбора профессии. Интересы и
склонности в выборе профессии.
Способности общие и специальные.
Способности к
практическим видам деятельности.
Дата
выполнения
план
факт
Примечани
е
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Мир педагогических профессий:
воспитатель, психолог, методист, логопед,
тренер, учитель. Преподаватель, педагогорганизатор, педагог дополнительного
образования, социальный педагог.
Инспектор по делам
несовершеннолетних, профориентолог,
тьютор, и т.д.
Изучение рекомендаций по
формированию способностей к
педагогическому общению,
организаторских способностей.
Знакомство с профессиограммой учителя.
Образ «Я». Профессиональная
перспектива.
Форсайт сессия «Я через 20 лет».
Встреча с ветеранами педагогического
труда.
Изучение истории школы
Педагог 21 века: какой он?
Где я могу получить образование по
данному
профилю?
Основные признаки психологопедагогической культуры педагога.
Требования, предъявляемые
к учителю.
Педагогическая
этика,
сферы
ответственности учителя (педагога) –
вовлечение
каждого
ребѐнка
в
образовательный
процесс,
обеспечение
индивидуальной
и
совместной
деятельности,
эмоциональной безопасности и
безопасности
жизни и здоровья детей.
Решение педагогических
задач,
содержащих
примеры нарушения этики педагога.
Анализ решений.
Профессиональнаяпедагогическая
позиция.
Решение ситуационных задач.
«Педагогические алгоритмы». Как
работать с
детским коллективом на уроке.
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Педагогические
техники
решения
педагогических задач. Приемы
педагогической
техники.
Встреча с выпускниками школы,
выбравшими
профессию учителя.
Посещение уроков учителей-мастеров
Исторические этапы развития социальной
культурно-досуговой деятельности (СКД)
Сценарно-режиссерские технологии
Культурно-досуговые программы
Энциклопедия КТД
Постановочная технология номера в
праздничных зрелищах
Лидерская площадка
Школа подготовки помощников вожатых
Искусство организатора
Тренинг «Вожатый + и ++».
Подготовка и проведение
внеклассного
мероприятия
Самоанализ мероприятия
Чего мне не хватает сегодня, чтобы
стать учителем?
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
«Педагогика» 11класс
Тема урока
Дата
№
выполнения
урока
план
факт
1
Виды и формы получения
профессионального
образования.
2
Знакомство с учреждениями высшего и
среднего профессионального
педагогическо
го
образования.
3
Экскурсии в учреждения
профессионального
образования.
4
Круглый стол «Дороги, которые я
выбираю».
5
Технология игровой деятельности – виды
игр,
их функции и задачи.
Примечани
е
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Квестовые, экскурсионные технологии,
технологии малых форм.
Диги-технологии
Практическая работа. Разработка
образовательного события
Проектные технологии. Социальное
проектирование
Мастер-классы учителей школы
Встреча с ветераном педагогического
труда
Основные признаки психологопедагогической культуры педагога.
Требования, предъявляемые
к учителю
Понятие о
структуре
педагогических способностей.
Педагогические способности будущего
педагога
Круглый стол «Современный учитель –
это…»
Эссе на тему «Имидж современного
педагога»
Встреча с выпускниками школы,
выбравшими
профессию учителя
Методы исследования. Определение
исследовательских, социальных проблем.
Проведение исследования.
Оформление
результатов.
Презентация результатов исследования.
Задачи и содержание воспитательной
работы в
современной школе.
Основы работы классного руководителя
(организатора воспитательной работы в
школе).
Содержание и формы внеклассной и
внешкольной работы.
Совместная воспитательная
работа школы и семьи.
Виды проектов. Требования к
проектной
деятельности. Этапы работы над
проектом.
Разработка проекта занятия (урока,
мероприятия, КТД, образовательных
событий в рамках реализации программ
внеурочной
деятельности) на уровне основного
общего образования МБОУ Чербинской
СОШ.
25
26
27
28
29
30
Разработка проекта занятия (урока,
мероприятия, КТД, образовательных
событий в рамках реализации программ
внеурочной
деятельности) на уровне основного
общего образования МБОУ Чербинской
СОШ.
Предзащита проекта в форме деловой
игры
«Оптимисты-пессимисты».
Реализации проектных идей. Проведение
уроков,
занятий, образовательных событий.
Защита проекта. Анализ проведенных
мероприятий.
Формирование сборника сценариев и
разработок.
Проведение мониторинга
профессиональной
готовности.
31
32
33
34
Творческий проект «Моя будущая
профессия».
Презентация
профессии,
составление
развернутой профессиограммы.
Составление резюме
Семинар-диспут «Чего мне не хватает
сегодня,
чтобы стать учителем?»
Список литературы
1. Балакирева Э.В.Старшеклассники в поле профессионального
выбора: педагогический профиль / Учебно-методическое пособие
для учителей. – СПб: КАРО, 2005.
2. Болдина Е., Ащеулова К.Педагогические ситуации. – М.: Школьная
пресса, 2000.
3. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / Ред.Н.К.
Сергеев, Е.И. Сахарчук. – Волгоград, 1998.
4. Гаврюшин Н.К.Сокровища у порога: Эстетическое воспитание в
краеведческой работе / книга для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
5. Канн-Калик В.А.Учителю о педагогическом общении / Книга
для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
6. Каспаржак А.Г.Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.:
Новая школа, 2004.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
8. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / Книга для
старшеклассников. – М.: Просвещение, 1986.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997.
10. Шмидт В.Р.Классные часы и беседы по профориентации для
старшеклассников. 8 – 11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Интерактивная педагогика: учебнометодическое пособие. – СПб: НОУ «Экспресс», 2012.
Интернет источники:
http://izolushka.ru/ - блог Соловьевой Ю.Е., зам. директора по УВР
школы г. Вятские Поляны, учитель химии, победитель конкурса
«Учитель года -2009»;
http://pedsovet.su/ - педагогическое сообщество Екатерины
Пашковой; http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернетпедсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый
урок"; http://embaevomuzey.jimdo.com/ - виртуальный музей школы