МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа сельского поселения «Село Софийск»
МБОУ СОШ с. Софийск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Основы орфографической грамотности»
для обучающихся 11 класса
с. Софийск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса для 11 класса составлена по учебнику
Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В. «Русский язык. 10-11 классы.» - М.: «Русское слово», 2014.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа построена с учѐтом принципов системности, научности и доступности, а
также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Учебный курс в 11 классе направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах
и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах
русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель
преподавания – развитие личности учащегося путѐм усвоения им основ лингвистики,
элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений
нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды
деятельности.
Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система
упражнений нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности
осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения
правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и
письменной форме (говорить и писать).
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии
культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает
не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их,
учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл
высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет
особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного
общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в
письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся,
целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными
направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической
стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное
применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора
на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье
и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну
рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур)
становится надѐжным помощником в процессе формирования системы правописных умений
и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и
обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в
орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь
между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты
орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа даѐт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у
старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского
правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения
общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях
письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной
орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих
правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть
общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые
поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из
разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе
правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и
совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное
изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное
повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а
в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее
эффективными приѐмами, которые помогают реализовать указанные направления в
обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и
пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для
выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими
словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает
информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).
Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как
орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемнословообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность
предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того
словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов
этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что
успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития
старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и
точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным
выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом
разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское
правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя
речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их
единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений
и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова —
функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать,
эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том
числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно,
последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определѐнной
коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том
числе и правописными).
Основные умения и навыки
Большое значение придаѐтся развитию и совершенствованию навыков речевого
самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей
и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с
употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы
учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено
стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать
навыки речевого самосовершенствования. Таким образом, на занятиях данного курса
формируется:
•
готовность к речевому взаимодействию,
•
моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;
•
расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
•
совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль,
•
оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить
орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочѐты и исправлять их;
•
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая
устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА 11 класс Речевой
этикет в письменном общении (2 часа)
Речевой этикет как привило речевого поведения. Речевая ситуация и употребление
этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Их истории эпистолярного жанра а России.
Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы
поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистационном письменном общении (SMS-сообщения,
электронная почта, телефакс)
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на
тематических чатах Интернета.
Пунктуация (32 часа) Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
(3 часа)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуациирасчленять письменную речь для облегчения еѐ понимания. Принципы русской пунктуации:
грамматический, смысловой, интонационный,
Структура предложений и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пуктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки
препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации: 1)знаки препинания в конце предложения; 2)знаки препинания
внутри простого предложения; 3)знаки препинания между частями сложного предложения;
4)знаки препинания при чужой речи; 5)знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1час)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы
предложения, отражение еѐ на письме. Употребление точки, вопросительного,
восклицательного знаков в конце предложений. Выбор знака препинания с учѐтом
особенностей предложений по цели высказывания.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки
препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. Знаки
препинания внутри простого предложения (13 часов) Система правил данного раздела
пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и
интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация
перечисления. Однородные члены, не соединѐнные союзом. Однородные члены,
соединѐнные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединѐнные двойными
союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими
словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантикограмматической
и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста) Знаки
препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности
предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространѐнные и нераспространѐнные, согласованные и
несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматикопунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным
оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными
обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания при письме уточняющих,
поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ
случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения.
Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением. Речевые
формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительновосклицательных слов (НЕТ УЖ, что Ж)
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 часов)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных
предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинѐнного предложения. Интонационные и
смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая
и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинѐнного предложений.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трѐх и более частей, и
выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания
при сочетании союзов.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы
оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 часа)
Связный текст как совокупность предложений, объединѐнных одной мыслью, общей
стилистической направленностью и единым настроем. Поиски оптимального
пунктуационного варианта с учѐтом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Тематический план в 11 классе, 1 час в неделю
№ Наименование раздела
1 Речевой этикет в письменном общении
2 Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
3 Знаки препинания в конце предложения
4 Знаки препинания внутри простого предложения
5
6
7
Часы Сроки
2
3
1
13
Знаки препинания между частями сложного предложения
Знаки препинания при передаче чужой речи
Знаки препинания в связном тексте
8
3
4
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Дата
план.
Речевой этикет в письменном общении
1
Речевой этикет как правила речевого поведения.
2
Речевой этикет в частной и деловой переписке.
Пунктуация
Пунктуация как система правил расстановки знаков
препинания
3
Принципы русской пунктуации: грамматический,
смысловой, интонационный.
4
Структура предложения и пунктуация. Смысл
предложения, интонация и пунктуация.
факт.
Примечание
5
Знаки отделительные и выделительные.
Знаки препинания в конце предложения
6
Предложение и его основные признаки; интонация конца
предложения. Граница предложения.
Знаки препинания внутри простого предложения
7
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном
предложении.
8
Знаки препинания между однородными членами
предложения, не соединенными союзами.
9
Знаки препинания между однородными членами
предложения, соединенными союзами.
10
Интонационные и пунктуационные особенности
предложений с обобщающими словами при однородных
членах.
11
Знаки препинания в предложениях с обособленными
определениями
12
Способы обособления приложений.
13
Обособление обстоятельств.
14
Предложения с обособленными дополнениями.
15
Знаки препинания в предложениях со сравнительным
оборотом.
16
Предложения с вводными словами.
17
Предложения с обращениями.
18
Пунктуационное выделение междометий,
утвердительных, отрицательных, вопросительновосклицательных слов
19
Тестирование по теме: «Знаки препинания внутри
простого предложения»
Знаки препинания между частями сложного
предложения
20
Виды сложных предложений.
21
Знаки препинания между частями сложносочиненного
предложения.
22
Употребление знаков препинания между частями
сложноподчиненного предложения.
23
Семантико-интонационный анализ бессоюзного сложного
предложения.
24
Знаки препинания при сочетании союзов.
25
Сочетание знаков препинания.
26
Пунктуационный анализ сложных предложений
27
Тестирование по теме: «Знаки препинания между частями
сложного предложения»
Знаки препинания при передаче чужой речи
28
Прямая и косвенная речь.
29
Оформление на письме прямой речи и диалога.
30
Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте
31
Связный текст как совокупность предложений.
32
Авторские знаки.
33
Абзац как пунктуационный знак, передающий
смысловое членение текста.
34
Итоговое тестирование.
Виды и формы контроля
Учащиеся должны знать, какие формы контроля будут предложены, задания какого
содержания придѐтся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует в процессе
работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных
работ. Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается
следующими факторами:
• эффективная подготовка учащихся к выполнению заданий самостоятельной или
контрольной работы по определѐнной теме на уроках;
• внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных
учащихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;
• неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям
самостоятельной и контрольной работы;
• отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые
включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;
• правильное организованное повторение и обобщение изученного по теме материала:
• отбор для урока-обобщения заданий, которые вызвали в ходе изучения темы наибольшие
затруднения, а также орфографического материала, позволяющего отработать те
написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных
работах; • включение повторения разъяснений, важность которых была определена на
основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих
самостоятельных работ; • целесообразность и посильность для учащихся предлагаемых для
работы дома заданий; • систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок,
допускаемых учащимися в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных
работах и выработка у них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.
В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в ОУ промежуточной и
итоговой аттестации учащихся в рабочей программе предусмотрены следующие виды
занятий и формы контроля: лекции, практические занятия, семинар, деловая игра, урокисследование, аналитическая беседа, тестирование, эссе, сочинение, анализ текста, зачѐт.