МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ с.Софийск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по обществознанию
для обучающихся 11 класса
с. Софийск 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек. Общество.
Мир» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта
общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089); программы по
обществознанию для 10-11 классов (Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др,
базовый уровень). Данный курс предназначен для учащихся 11-х классов. Программа
курса ориентирована на повторение, систематизацию, обобщение курса обществознания
средней школы, а также на подготовку учащихся в перспективе к сдаче ЕГЭ.
Учебный план школы предполагает на изучение элективного курса «Человек.
Общество. Мир» 34 часа в год - 1 час в неделю. Актуальность программы
определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаѐтся не набор
информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о
незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаѐтся пониманию (прежде всего
пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным
опытом. Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися
может быть определенный набор умений (общеучебных и предметных), а также
приобретение опыта исследовательской деятельности
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно
организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения
предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в
«сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее
полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые
актуализируются в данном курсе. Немаловажным является и то, что курс в целом
выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных
технологий.
В целях гражданско-патриотического воспитания, повышения мотивации,
формирования активной гражданской позиции курс предусматривает творческую
деятельность, выраженную в учебно-исследовательской и проектной деятельности
учащихся. Курс ориентирует на активную самостоятельную поисковую работу по
широкому кругу выделенных в сотрудничестве ученика и учителя проблем, лично
значимых для учащихся и стимулирующих творческий поиск. Курс способствует росту
уверенности ученика в своих силах, активному использованию своего субъектного опыта,
углублению знаний по выбранным темам
Цели элективного курса:
1. освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных
умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
2. формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу
в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
Задачи курса:
На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания
систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
Способствовать воспитанию учащихся в духе гражданского патриотизма,
правосознания, активной жизненной позиции.
Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи
материала, исследовательской и проектной деятельности.
выделять разные виды взаимосвязей человеческой деятельности, общественных
процессов и тенденций мирового развития;
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов
по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким
ответом, с развернутым ответом);
психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
формирование
умения
анализировать
позицию
автора
текста;
перекодирование информации, т.е. превращать текст в таблицы, графики,
схемы; вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.
выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро
изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам»
времени;
дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и
перспективах их решения, помочь им на пороге их взрослой жизни научиться
критическому анализу ситуаций и различных точек зрения.
Рабочая программа по элективному курсу «Человек. Общество. Мир» для учащихся 11-х
классов составлена и разработана на основании следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального,
основного и среднего (полного) общего образования».
3.
Приказ Минобрнауки России от 09.03.2014 № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования».
4.
Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
5.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
6.
Примерная Программа: Сборник нормативных документов. Федеральный
компонент Государственного стандарта, рекомендованный Министерством образования и
науки в РФ, - М,, 2016
7.
Авторская программа О. И. Волошиной, А.П. Логунова, А.Б. Шатилова, А.В.
Юдельсон «Человек – общество – мир». - Москва, Современное образование, 2018
Используемый учебно-методический комплекс:
Для учащихся:
1. Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов,
С.В.Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва, АСТ:
Астрель, 2019.
2. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. - Москва
2019
3. Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В.
Поляков, В.В. Фѐдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова. - М., 2017
4. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаѐтся здесь\А.
Паршев. - М., 2019
5. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\
В.Ю. Сурков. – М., 2019
6. Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2018
Для учителя:
1. Обществознание: глобальный мир в ХХ1 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В.
Поляков, В.В. Фѐдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2017.
2. Маслова Е. В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления:
практическое пособие. – М., Аркти, 2018.
3. Пентин А. Учебные исследования и проекты // Директор школы. - 2019. - №2 .- С.47 -52
4. Баранов В.А. Практикум по обществознанию. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2019
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным
наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm-Образовательные ресурсы Интернета обществознание.
http://www.hpo.org – Права человека в России
http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»
http://www.ant-m.ucoz.ru/ -"Виртуальный кабинет истории и обществознания"
http://www.mon.gov.ru – Министерство просвещения;
http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
http://www.rusedu.ru/- Архив учебных программ и презентаций
http://pedsovet.org/ -Всероссийский Интернет – педсовет
http://www.uchportal.ru/ -Учительский портал
http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение
методистов
Оборудование:
1. Компьютер
2. Видеопроектор
3. Демонстрационный экран для проектора
4. Презентации и видеоуроки https://infourok.ru по темам курса;
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами:
– частично-поисковый, исследовательский, проектный.
Оценивание результатов освоения элективного курса: будет производиться на основании
выполнения заданий формата ЕГЭ по курсу обществознания с анализом текста по
предложенным вопросам и написанием творческих работ, эссе. Оценивание «зачѐтнезачѐт».
Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический,
обобщающий.
Требования к результатам обучения и освоения содержания элективного курса:
Личностные результаты выпускников, формируемые при изучении содержания курса:
- осознание принадлежности к мировому культурному пространству;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
исторических основ развития мировой и российской цивилизаций;
- осознания необходимости о сохранении и преумножении национального и мирового
культурного и социального наследия.
Метапредметные результаты характеризуются умениями:
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать,
сопоставлять, оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям;
- объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;
- обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от
противного);
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках
различного типа и извлекать необходимые сведения из источников, созданных
в разных знаковых системах;
- работать с текстами различных стилей и др.
Предметные результаты освоения выпускниками программы:
- знание различных подходов к исследованию проблем человека и общества;
- знание особенностей обществоведческих наук и их отличительные черты от наук других
циклов;
- умение сравнивать и устанавливать соответствие между существенными чертами и
признаками явлений в общественной жизни, различать в информации факты и мнения,
аргументы и выводы.
В результате изучения элективного курса «Человек. Общество. Мир» ученики 11го класса научатся:
- понимать основные обществоведческие категории и термины для более глубокого
осмысления окружающей социальной и политической действительности;
- формировать понимание закономерностей общественного развития, способностей к
объективному восприятию информации, еѐ анализу и обобщению;
- формировать способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке
цели и выбору путей еѐ достижения;
- знания содержания мировоззренческих и социально значимых проблем,
закономерностей развития общества и мышления;
- использовать полученные знания и умения для более глубокого осмысления
действительности. Выбора рациональных путей ее преобразований,
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: умения ориентироваться в мире социальных, политических,
правовых, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать
собственную позицию.
В результате изучения данного элективного курса «Человек. Общество. Мир» ученики
11-го класса
получат возможность научиться:
- умению ориентироваться в мире политико-правовых, социальных, нравственных и
эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
- знанию места и роли человека в системе общественных отношений, сущности
основополагающих процессов и явлений в обществе;
- умению уважительно относиться к культурным традициям, проявлять расовую,
национальную и религиозную терпимость;
- умению владения навыками самосовершенствования и саморазвития, соблюдения
морально- этических норм социума;
- умению понимать и анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- умению анализировать научную и социально-политическую литературу, применять
понятийно-категориальный аппарат, прогнозировать возможное развитие социальных
проблем и процессов в будущем;
Требования и критерии оценивания:
Результаты ответов оцениваются: «зачет, не зачет»
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную
информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или
несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа.
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа.
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.
Тестирование:
Оценка «5» - 100% - 80%
Оценка «4» - 79% - 60%
Оценка «3» - 59% - 45%
Оценка «2» - менее 45%
Содержание элективного курса «Человек. Общество. Мир» 11 класс (34 ч)
Введение (1 ч) Человек. Общество. Мир.
Тема 1. Человек. (7 ч)
Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной
эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное
существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности.
Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация.
Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и
гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование.
Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и
ответственности личности.
Тема 2. Общество. (16ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и общественное сознание
Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества.
Общество как сложная динамичная система.
Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные
общества, их характерные черты.
Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его формы, основные
направления. Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном
мире. Непрерывное образование и самообразование
Тенденции духовной жизни современной России
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества.
Нравственная культура.
Социальная сфера общества.
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная
стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный
конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм.
Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и
межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Экономическая сфера общества
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как
основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука.. Взаимовлияние
экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое
поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность
хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. защита прав
потребителя. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда.
Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Международная
торговля. Глобальные проблемы экономики.
Политико -правовая сфера общества .
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть,
ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе.
Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические
партии. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, участие.
Политическая культура.
Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное
российское
законодательство.
Основы
государственного,
административного,
гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Тема. 3. Мир. (10 ч)
Процессы глобализация и становление единого человечества. Последствия процесса
глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного
человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Основные
направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив
человечества. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм
как важнейшая угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз
и вызовов XXI века. Особенности современного мира.
Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур.
Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии.
религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты.
Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной
конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе.
XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном мире.
Экономика и экология.
Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и
социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и
демократия. Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и
гражданским обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный
терроризм. Всемирная информативно-коммуникативная сеть.
Россия и " русский мир". Особенности русской политической культуры. Собирание
русских земель и изменение политической культуры. Революции в России. Политическая
преемственность в российской истории. Политическая система современной России.
Россия -президентская республика. Президент. Парламент. Устройство исполнительной и
судебной власти.
Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.
Итоговое повторение. Человек. Общество. Мир.
Учебно-тематическое планирование элективного курса «Человек. Общество. Мир»
(1 ч в неделю - 34 ч)
№
Раздел
Всего Теория
часов
1. Введение. Человек. Общество. Мир. 1 ч
1
Практика
1
Человек. 8 ч
2
Человек как результат биологической и
социальной эволюции
1
3
Человек как творец и творение культуры
1
1
1
4
Потребности и интересы человека. Познание и
знание
2
1
1
5
Деятельность и мышление
2
1
1
6
Свобода и ответственность личности
1
1
Общество. 16 ч
1
Общество. Общественное сознание.
1
1
2
Социум как особенная часть мира
1
1
3
Общество, природа, культура
1
1
4. Типология обществ
5
6
7
8
Духовная жизнь общества
Социальная сфера общества
Экономическая сфера жизни общества
Политико-правовая сфера жизни общества
Мир. 10 ч
1
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
2
1
3
1
1
2
Глобализация и глобальные проблемы
человечества
Что нас разделяет: культура, религия
2
1
3
Учитесь мыслить глобально.
2
2
4
XXI век и новые угрозы для человечества
1
1
5
Власть в информационном обществе
1
1
6
Россия и "русский мир"
1
1
2
1
1
34 ч
24
10
1
7
Россия в глобальном мире: вызовы и задачи
Итого:
Календарно-тематический план элективного курса
1
№
1
Количество
Тема
часов
1
Введение. Человек. Общество.
Мир. (1 ч)
Дата
Д/з
ндивидуальные задания
1
неделя по кодификатору ЕГЭ
ЧЕЛОВЕК. (8 ч).
Человек как результат
биологической и социальной
эволюции
Человек как творец и творение
культуры
2
теория,термины по
неделя теме
1
Потребности и интересы человека
теория,термины по
4
неделя теме
1
Познание и знание
таблица,теория,термины
5
неделя по теме
6-7 2
Деятельность и мышление
теория,термины по
6-7
теме
недели
8
Свобода и ответственность
личности
эссе, теория,термины
8
неделя по теме
2
1
3
1
4
5
1
теория,термины по
3
теме
неделя
ОБЩЕСТВО. (16 ч)
9
1
Общество. Общественное
сознание.
9
теория,термины по
неделя теме
10
1
Социум как особенная часть мира
теория,термины по
10
теме
неделя
11
1
Общество, природа, культура
термины
11
неделя
12
1
Типология обществ
13
1
Духовная жизнь общества.
Искусство
таблица,
12
неделя теория,термины по
теме
эссе, теория,термины
13
по
теме
неделя
14
1
Духовная жизнь общества. Наука.
Образование
теория,термины по
14
неделя теме
15
1
Тенденции духовной жизни
современной России
эссе, теория,термины
15
неделя по теме
Социальная сфера общества.
16-18 теория,термины
недели
19-21 теория, термины
16- 3
18
19- 3
Экономическая сфера жизни
21
22- 3
24
общества
Политико-правовая сфера жизни
общества
МИР. (10 ч)
недели
22-24
недели
25
1
Глобализация и глобальные
проблемы человечества
25
теория,термины по
неделя теме
26
1
Что нас разделяет и объединяет:
культура.
теория,термины по
26
неделя теме
27
1
Что нас разделяет и
объединяет: религия
эссе , теория,термины
27
неделя по теме
28
1
Учитесь мыслить глобально.
Феномен мирового лидерства
теория,термины по
28
теме
неделя
29
1
Россия в глобальной конкуренции
теория,термины по
29
неделя теме
30
1
ХХ1 век и новые угрозы для
человечества
теория,термины по
30
теме
неделя
31
1
Власть в информационном
обществе
теория,термины по
31
неделя теме
32
1
Россия и "русский мир"
теория,термины по
32
теме
неделя
33
1
Россия в глобальном мире: вызовы
и задачи
теория,термины по
33
теме
неделя
34
1
Итоговое повторение. (1 ч).
Человек. Общество. Мир.
34
неделя
теория,термины по
теме