МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО СОФИЙСК»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5 КЛАССА
ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО
СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.4)
Пояснительная записка
Учебный план – это план организации образовательной деятельности в
рамках основных образовательных программ, определяющий перечень
образовательных областей, видов деятельности обучающихся в различных
формах и содержащий объемные показатели минимально необходимых и
максимально возможных временных затрат (часов) для достижения
образовательным учреждением запланированных
образовательных
результатов. Он содержит перечень изучаемых предметов, их распределение
по годам обучения и количество часов на каждый предмет. Определяя набор
учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и
по отдельным этапам, учебный план, с одной стороны, устанавливает
приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно
ориентируется школа, а с другой - сами является предпосылкой для
реализации.
Учебный план, реализующий АООП для обучающихся с РАС,
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам
и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:
Федеральный уровень
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. ред. от 24.03.2021).
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2018-2025 годы;
4. Постановление
Правительства РоссийскойФедерации от 26
декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 15.03.2021).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа
2020 года № 442 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (ред. от 20.11.2020 №
655).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября
2020 года № 655 «О внесении изменения в порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
2
утвержденный приказом министерства просвещения Российской
Федерации от 28 августа 2020 г. № 442».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ» (данный документ включен в
перечень нормативно правовых актов, на которые не распространяется
требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 №
247-ФЗ).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря
2020 года № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая
2020 года № 254».
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья – приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года №1598.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) – приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года №
1599.
11. Письмо Минобрнауки России от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 «Об
организации работы по введению ФГОС образования обучающихся
с ОВЗ».
12. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России
от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности
при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования».
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ» (данный документ включен в
перечень нормативно правовых актов, на которые не распространяется
требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 №
247-ФЗ).
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным
3
программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодѐжи (срок действия до 01.01.2027)».
16. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
17. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию,
протокол от 02 июня 2020 г. № 2/20).
4
Общая характеристика учебного плана по адаптированной основой
общеобразовательной программе основного общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
Учебный план по АООП НОО для детей с расстройствами
аутистического спектра (далее - РАС) (вариант 8.4) в 5 классе составлен в
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС ОВЗ).
Учебный план является составной частью (разделом) адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования.
Вариант 8.4 предполагает, что обучающийся с РАС (вариант 8.4),
обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе
общего образования, получает образование к моменту завершения школьного
обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием
сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более
пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом.
Организация образовательной деятельности на уровне ООО по
адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
направлена на овладение ими учебной деятельностью и формирование у них
общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с
принятыми в
семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями. Установление эмоционального контакта и
вовлечение ребенка в развивающее практическое взаимодействие, в
совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу
специальной психолого- педагогической помощи при аутизме.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательным элементом структуры учебного плана является
коррекционно-развивающая область, реализующаяся через содержание
коррекционных курсов.
Индивидуальный учебный план основного общего образования
обучающихся с РАС (вариант 8.4.) с организацией обучения на дому (далее
ИУП) составлен на основе недельного учебного плана начального общего
образования обучающихся с РАС (вариант 8.4). Для реализации
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования обучающихся с ОВЗ школа использует завершенные
предметные линии учебников, рекомендованные и допущенные к
использованию Министерством образования и науки РФ.
5
Учебный план АООП основного общего образования (вариант 8.4.)
для обучающихся с РАС (далее – учебный план) обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и
структуру образовательных областей, учебных предметов по годам
обучения.
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного
общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.4) включает
специальную индивидуальную
программу развития (СИУПР)
и
индивидуальный учебный план (ИУП), который устанавливает предметные
области, предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым
образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося.
Учебный план для обучающихся с РАС (вариант 8.4) включает две
части:
обязательная часть, включает семь предметных областей, представленных
десятью учебными предметами; коррекционно-развивающими занятиями,
проводимыми учителем-логопедом и учителем-дефектологом (включены
в максимально допустимую нагрузку обучающегося);
часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает
коррекционные занятия, проводимые различными специалистами;
внеурочные мероприятия.
Индивидуальная недельная нагрузка обучающихся с РАС на основе
СИУПР может варьироваться, а индивидуальный учебный план по
варианту 8.4 АООП может не включать отдельные предметы основной части
примерного учебного плана, если содержание предмета недоступно
обучающимся.
Коррекционные занятия реализуются в индивидуальной форме. Выбор
дисцИУПлин коррекционно-развивающей направленности осуществляется,
исходя из особенностей развития обучающихся с РАС и на основании
рекомендаций ПМПК и специальной индивидуальной программы
реабилитации ребенка- инвалида. Продолжительность коррекционного
занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка от 30 до
40 минут.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с РАС:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Образовательная область «Язык и речевая практика» включает в себя
6
изучение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация».
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация"
представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".
В индивидуальном плане обучающегося (далее ИУП) -2 часа.
Предметная область «Математика» представлена предметом
«Математические представления» в объеме 2 часов в неделю, в ИУП -1 час.
Предметная область «Окружающий мир» реализуется с помощью
следующих учебных предметов:
«Окружающий природный мир» в объеме 2 часов в неделю. Предмет
направлен на формирование у обучающихся представлений о природе, еѐ
многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека (в
ИУП -1 часа);
«Человек» (2 часа в неделю, в ИУП -0,5 часа);
«Окружающий социальный мир» (2 часа в неделю, в ИУП-1 час);
«Домоводство» (1 час в неделю, в ИУП-1 час).
Предметная область «Искусство» включает два предмета:
«Изобразительная деятельность» (2 часа в неделю, в ИУП-0,5 ч.) и «Музыка
и движение» (2 часа в неделю, в ИУП-0,5 ч.).
Образовательная область «Физическая культура» представлена
предметом «Адаптивная физкультура» в объеме 3 часов в неделю, в ИУП0,5 ч.
Предметная
область
«Технология»
представлена
учебным
предметом «Профильный труд» (1 час в неделю, в ИУП-1 ч.).
В обязательную часть учебного плана входят коррекционноразвивающие занятия.
7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное средняя
общеобразовательная школа сельского поселения «Село Софийск»
Индивидуальный учебный план
обучающегося 5 класса Рахманина Ивана
по адаптированной основной общеобразовательной программе
основного общего образования для обучающегося с расстройствами
аутистического спектра на 2024– 2025 учебный год
(обучение на дому, дистанционное)
Вариант 8.4
Предметные области
I. Обязательная часть
Язык и речевая практика
Математика
Окружающий мир
Учебные предметы
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий социальный мир
Музыка и движение
Искусство
Изобразительная деятельность
Физическая культура
Адаптивная физкультура
Технология
Профильный труд
Коррекционно-развивающие занятия
Итого:
Коррекционно-развивающая область
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
Итого
Кол-во часов
в неделю
2
1
1
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
1
1
10
0,5
0,5
11
8