МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ с. Софийск
РАССМОТРЕНО
методическим
объединением учителей
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
Лаврентьева А.М ФИО
Колесникова Т.М ФИО
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Нарышкина Н.С ФИО
Рабочая программа
Внеурочной деятельности «Педагогика»
11 класс
Разработала: Целищева Е.Ю
Софийск 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Педагогика» для 10-11-х классов
разработана на основе:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
- Санитарных правил и норм(СанПиН 1.2.3685-21) «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды
обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного
врача
Российской Федерации от 28.01.2021 №2 ;
- Программы «Практическая педагогика» и «Введение в педагогику»;
Цели курса:
формирование у обучающихся положительной установки на педагогическую
деятельность;
раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой
самореализации личности молодого человека.
Задачи:
помочь обучающимся в становлении базовой культуры личности, т.е. культуры
жизненного (личностного и профессионального) самоопределения обучающихся;
познакомить обучающихся с возможностями выбора собственного жизненного пути
в современном мире;
изучить профессионально значимые качества, необходимые будущему педагогу;
развивать интерес к педагогической деятельности;
подготовить к осознанному выбору профиля и будущей профессии;
познакомить с историей школы. Учебно-методический комплект 1. Балакирева Э.В.
«Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль» /
Учебно-методическое пособие для учителей. – С-П.: КАРО, 2005. 2. Белова С.В.
Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения:
учеб.-метод. пособие. – М.: Глобус, 2007. 3. Болдина Е., Ащеулова К.
«Педагогические ситуации». – М.: Школьная пресса, 2000. 4. Бордовская Н.В., Реан
А.А. Педагогика. – СПб: изд-во «Питер», 2000. 5. Гаврюшин Н.К. «Сокровища у
порога: Эстетическое воспитание в краеведческой работе» / книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1982. 6. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие
для студ. вуза. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. 7. Журнал «Учитель»: 2002 № 6;
2003 № 4, 2002005 № 1, 3; 2006 № 1.
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения программы:
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта;
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Содержание программы
11 класс (17 часов)
Модуль 4. Путь в профессию
Виды и формы получения профессионального образования. Знакомство с
учреждениями высшего и среднего профессионального педагогического образования.
Экскурсии в учреждения профессионального образования.
Круглый стол «Дороги, которые мы выбираем».
Модуль 5. Педагогические технологии организации образовательной
деятельности .
Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые,
экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. Д. Диги-технологии.
Проектные технологии. Социальное проектирование. Мастер-классы учителей
школы.
Модуль 6. Исследовательский
Методы исследования. Определение исследовательских, социальных проблем.
Проведение исследования. Презентация результатов исследования.
Модуль 7. Проектный
Виды проектов. Требования к проектной деятельности. Этапы работы над проектом.
Разработка проекта занятия (урока, мероприятия, КТД, образовательных событий в
рамках реализации программ внеурочной деятельности «Образовываясь, развиваюсь»
и «Если не я, то кто же» на уровне основного общего образования МБОУ СОШ с.
Софийск. Предзащита проекта в форме деловой игры «Оптимисты-пессимисты».
Реализации проектных идей. Проведение уроков, занятий, образовательных событий.
Защита проекта.
Анализ проведенных мероприятий. Формирование сборника сценариев и разработок.
Модуль 8. Рефлексивный
Проведение мониторинга профессиональной готовности. Творческий проект «Моя
будущая профессия». Презентация профессии, составление развернутой
профессиограммы. Составление резюме.
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
«Педагогика» 11класс
Тема урока
Дата
№
выполнения
урока
план
факт
1
Виды и формы получения
профессионального
образования.
2
Знакомство с учреждениями высшего и
среднего профессионального
педагогическо
го
образования.
3
Экскурсии в учреждения
профессионального
образования.
4
Круглый стол «Дороги, которые я
выбираю».
5
Технология игровой деятельности – виды
игр,
их функции и задачи.
6
Квестовые, экскурсионные технологии,
технологии малых форм.
7
Диги-технологии
8
Практическая работа. Разработка
образовательного события
Примечани
е
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Проектные технологии. Социальное
проектирование
Мастер-классы учителей школы
Встреча с ветераном педагогического
труда
Основные признаки психологопедагогической культуры педагога.
Требования, предъявляемые
к учителю
Понятие о
структуре
педагогических способностей.
Педагогические способности будущего
педагога
Круглый стол «Современный учитель –
это…»
Эссе на тему «Имидж современного
педагога»
Встреча с выпускниками школы,
выбравшими
профессию учителя
Методы исследования. Определение
исследовательских, социальных проблем.
Проведение исследования.
Оформление
результатов.
Презентация результатов исследования.
Задачи и содержание воспитательной
работы в
современной школе.
Основы работы классного руководителя
(организатора воспитательной работы в
школе).
Содержание и формы внеклассной и
внешкольной работы.
Совместная воспитательная
работа школы и семьи.
Виды проектов. Требования к
проектной
деятельности. Этапы работы над
проектом.
Разработка проекта занятия (урока,
мероприятия, КТД, образовательных
событий в рамках реализации программ
внеурочной
деятельности) на уровне основного
общего образования МБОУ Чербинской
СОШ.
25
26
27
28
29
30
Разработка проекта занятия (урока,
мероприятия, КТД, образовательных
событий в рамках реализации программ
внеурочной
деятельности) на уровне основного
общего образования МБОУ Чербинской
СОШ.
Предзащита проекта в форме деловой
игры
«Оптимисты-пессимисты».
Реализации проектных идей. Проведение
уроков,
занятий, образовательных событий.
Защита проекта. Анализ проведенных
мероприятий.
Формирование сборника сценариев и
разработок.
Проведение мониторинга
профессиональной
готовности.
31
32
33
34
Творческий проект «Моя будущая
профессия».
Презентация
профессии,
составление
развернутой профессиограммы.
Составление резюме
Семинар-диспут «Чего мне не хватает
сегодня,
чтобы стать учителем?»
Список литературы
1. Балакирева Э.В.Старшеклассники в поле профессионального
выбора: педагогический профиль / Учебно-методическое пособие
для учителей. – СПб: КАРО, 2005.
2. Болдина Е., Ащеулова К.Педагогические ситуации. – М.: Школьная
пресса, 2000.
3. Введение в педагогическую профессию: курс лекций / Ред.Н.К.
Сергеев, Е.И. Сахарчук. – Волгоград, 1998.
4. Гаврюшин Н.К.Сокровища у порога: Эстетическое воспитание в
краеведческой работе / книга для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
5. Канн-Калик В.А.Учителю о педагогическом общении / Книга
для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
6. Каспаржак А.Г.Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.:
Новая школа, 2004.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
8. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / Книга для
старшеклассников. – М.: Просвещение, 1986.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997.
10. Шмидт В.Р.Классные часы и беседы по профориентации для
старшеклассников. 8 – 11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Интерактивная педагогика: учебнометодическое пособие. – СПб: НОУ «Экспресс», 2012.
Интернет источники:
http://izolushka.ru/ - блог Соловьевой Ю.Е., зам. директора по УВР
школы г. Вятские Поляны, учитель химии, победитель конкурса
«Учитель года -2009»;
http://pedsovet.su/ - педагогическое сообщество Екатерины
Пашковой; http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернетпедсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый
урок"; http://embaevomuzey.jimdo.com/ - виртуальный музей школы